
ВАЗ-2106 («Lada») — легковой заднеприводный автомобиль с
кузовом типа седан. Разработан на Волжском автомобильном заводе. Выпускался с
1976 по 2006 год.
История
Первый автомобиль ВАЗ-2106 сошел с III линии главного конвейера
21 февраля 1976 г. Когда в Тольятти освоили производство модели ВАЗ-2106 (Lada
1600), которая была переработана для отечественных условий эксплуатации из FIAT
124 Speciale образца 1972 года, никто не мог и предположить, что именно она
станет самой популярной и массовой продукцией Волжского автозавода.
ВАЗ-2106 является рестайлинговой версией ВАЗ-2103. "Шестерка"
отличается от ВАЗ-2103 более мощным 80-сильным двигателем ВАЗ-2106 рабочим
объемом 1,6 л, иной схемой электрооборудования и измененным оформлением кузова и
салона. Улучшена эргономика, дизайн был упрощён и «осовременен» за счёт
уменьшения количества хромированных элементов и увеличения — пластиковых.
По сравнению с автомобилями "Москвич" эти 5-местные седаны,
отличавшиеся лучшей динамикой и действительно комфортабельным интерьером, были
верхом комфорта и престижа для широких слоев автолюбителей СССР. В конце 1970-х
ВАЗ-2106 сразу приобрел славу "шикарного" и скоростного автомобиля, но дорогого
и менее "практичного", чем прочие "Жигули". Приличная для того времени динамика
(максимальные 150 км/ч и 16 с до 100 км/ч), рельефные сиденья с подголовниками,
панель приборов с тахометром и прекрасная звукоизоляция - было что ценить.
В своё время, автомобиль пользовался немалой популярностью у
автолюбителей благодаря мягкому ходу, хорошей управляемости, высокой
ремонтопригодности и относительной долговечности. По качеству сборки «шестёрка»
занимала одну из лидирующих позиций среди остальных ВАЗовских машин.
В 1979 году завод наладил выпуск менее мощных модификаций
ВАЗ-21061 с 71-сильным двигателем ВАЗ-2103 и ВАЗ-21063 с 64-сильным двигателем
ВАЗ-21011. Они популярностью "шахи" в народе не пользовались, но масштаб их
производства нарастал (особенно 21063), и в условиях советского дефицита
потребителю приходилось мириться с сочетанием дорогого и утяжеленного кузова со
слабым двигателем, заметно ухудшавшим динамику. С 1980 года начали
монтировать карбюраторы Озон типа 2107. Изменение электрики в связи с меняющейся
технологией происходило постоянно. В 1977-м машины начали оснащать новыми
клеммами и соединениями проводки, а с 1986-го устанавливают новое реле.
В 1982 году проведена первая модернизация автомобиля. На
ВАЗ-2106 начали монтировать модернизированные 75-сильные (по новому ГОСТу)
двигатели ВАЗ-2106. На заднем крыле по линии молдинга перестали устанавливать
светоотражатели. В 1988-м модернизацию прошла система выпуска: в ней поставили
прокладку и гайку одноразового пользования. В 1990 году на ВАЗе освоили своего
рода комплектацию Люкс - ВАЗ-21065 со стандартным двигателем ВАЗ-2106 с
бесконтактной системой зажигания, карбюратором типа "Солекс" (21053-1107010-03),
галогенными фарами, улучшенной обивкой салона и иными подголовниками сидений.
Экспортные модификации ВАЗ-21064 внешне отличались от ВАЗ-21065 бамперами с
встроенными поворотниками и несколько иной электрической схемой. С 1985 года
поначалу на экспортные модификации, затем иногда и на "внутренние" начали
устанавливать 5-ступенчатую коробку передач типа ВАЗ-2112, а позже - типа
ВАЗ-21074, что значительно снижает расход топлива на трассе и шум от двигателя.
Но времена меняются. К концу 1980-х эта модель с модификациями
осталась самой массовой и популярной в программе ВАЗа. Конечно, престижной ее
уже не считали, но добрая память о первом семействе "Жигулей" поддерживала
устойчивый спрос на "шестерку". На него не влияли даже засилье маломощной
модификации ВАЗ-21063 и резкое ухудшение качества сборки и комплектующих в
1990-е годы. Автомобиль со временем стал настолько доступен по цене, что перешел
в разряд непритязательных "рабочих лошадок". У него сложилась и постоянная армия
поклонников.
Однако теперь ВАЗ-2106 все же постепенно сдает позиции, прежде
всего из-за морального старения дизайна и интерьера, а также довольно невысоких
ездовых качеств, органически присущих классической компоновке. Тем не менее у
"шестерки" есть все шансы встретить на конвейере и свой тридцатилетний юбилей.
Производство ВАЗ-2106 было начато на Волжском автомобильном заводе в 1976
году. С 1998 года автомобиль выпускался на конвейере компании «Рослада» в
Сызрани. В 2002 году производство было перенесено на завод «Ижавто» в Ижевске. В
январе 2006года ВАЗ-2106 был снят с производства через 30 лет после начала
выпуска.
Модификации
- ВАЗ-21060 -рабочий объём 1600 куб.см
- ВАЗ-2106 «Турист» - пикап со встроенной в кузов палаткой,
сделан по заказу технической дирекции.
- ВАЗ-21061 - Двигатель ВАЗ-2103, рабочий объём 1500 см.
Но изначально ВАЗ-21061 был вариант машины для Канады
«Канадский» вариант с мощными бамперами из аллюминиевого профиля. ему был
присвоен индекс 21061, но затем Канада «отпала», и его носила самая «хилая»
модификация с двигателем 1,3 л.
- ВАЗ-21062 - Экспортный вариант ВАЗ-2106 с правым
расположением рулевого колеса.
- ВАЗ-21063 - рабочий объём 1300 куб.см (от ВАЗ
21011(модификация ВАЗ 2101)) карбюратор «Озон» 2105-1107010-20
- ВАЗ-21064 - Модель ВАЗ-21064 представляет собой экспортную
модификацию ВАЗ-21061.
- ВАЗ-21065 - Рабочий объём 1500 куб.см, бамперы от ВАЗ-2105,
электрообогрев заднего стекла, более мощный генератор, пятиступенчатая коробка
передач, бесконтактная система зажигания, карбюратор «SOLEX—21053»,
электростеклоподъемники передних дверей,травмобезопасное рулевое колесо, иная
обивка салона, иные сиденья с подголовниками.
- ВАЗ-21065-01- Рабочий объём 1500 куб.см, бамперы от
ВАЗ-2105, электрообогрев заднего стекла, более мощный генератор, пятиступенчатая
коробка передач, бесконтактная система зажигания, редуктор заднего моста 3.9,
карбюратор "Солекс 21053", электростеклоподъемники передних дверей
- ВАЗ-21066 - Экспортный вариант ВАЗ-21063 с правым
расположением рулевого колеса.
- ВАЗ-21067 - Ижевские модели ВАЗ-2106 последних выпусков
имели индекс ВАЗ-21067, на них устанавливался двигатель ВАЗ-21067 объемом 1600
см3, который является модификацией двигателя ВАЗ-2106 с системой впрыска топлива
и каталитическим нейтрализатором, выполняющим нормы токсичности Евро 2. На
ижевских автомобилях модели ВАЗ-21067 нет трамблера, механического бензонасоса с
рычажком ручной подкачки и карбюратора. Компоненты системы питания для
инжекторной «шестерки» позаимствованы у переднеприводных вазовских машин. Блок
управления – «Январь 5.1», только со своими калибровками. Воздушный и топливный
фильтры, модуль зажигания тоже унифицированы. Ресивер – от впрыскового
«нивовского» мотора. Датчик скорости установлен на коробке передач в месте
присоединения троса спидометра, а последний подключен через переходник – так же,
как на «Ниве» ВАЗ-21214. Нейтрализатор в системе выпуска и адсорбер обеспечивают
Евро 2 не только по выхлопу, но и по испарениям топлива. Октановое число
применяемого бензина не изменилось – АИ-92, ведь степень сжатия двигателя
осталась прежней.
- ВАЗ-21067-20 - экспериментальный, с инжекторным двигателем
2106, рабочий объём 1600 куб. см, 2005 год, левый руль
- ВАЗ-21068 - был выпущен как носитель агрегатов периода
доводки новых моторов ВАЗ-2108 и ВАЗ-21083.
- ВАЗ-21069 - Модель ВАЗ-21069 внешне полностью идентична
ВАЗ-2106, но с двухсекционным РПД ВАЗ - 411 мощностью 120 л.с. С 1983 года мог
устанавливаться мотор ВАЗ - 413 мощностью 140 л.с., а с 1997 года универсальный
РПД для заднеприводных и переднеприводных ВАЗов ВАЗ-415. Автомобили
изготавливались по заказу спецслужб.
- ВАЗ-2106 «пол-седьмого» - «Псевдо-семёрка» для семьи
Брежнева, сделанная из обычной «шестёрки». Получила прозвище «пол-седьмого».

Модель |
Рабочий объём двигателя, куб.см |
Расположение органов управления |
Примечания |
2106 |
1600 |
левое |
Снята с производства в 1993 году. |
21061 |
1500 |
левое |
21062 |
1600 |
правое |
21063 |
1300 |
левое |
21064 |
1500 |
правое |
21065 |
1500 |
левое |
21066 |
1300 |
правое |
21067 |
1500 (21083) |
левое |
21067-20 |
1600 (моновпрыск) |
левое |
экспериментальный с инжекторным двигателем 2106, 2005 год |
21069 |
РПД |
левое |
с двигателем от Самары-21083, 1988 год |
Технические характеристики ВАЗ-2106
|
Lada 1600 GL (Nederland) |
Lada 1600 LS (экспортная версия) |
ВАЗ 2106 |
ВАЗ 21061 |
ВАЗ 21063 |
Lada 1600 (2106) |
Lada 1600
ES4-Door Saloon UK
market (21064) |
Модификация |
— |
— |
1600 |
1.5 |
— |
1.6 |
— |
Года выпуска |
— |
— |
1976 |
1976 |
— |
1977-85 |
— |
Геометрия |
Тип кузова |
Седан |
Седан |
Седан |
Седан |
Седан |
Седан |
Седан |
Количество дверей |
— |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
— |
Количество мест |
— |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
— |
Руль |
— |
Левый |
Левый |
Левый |
Левый |
Левый |
Правый |
Длина |
— |
4116 мм |
4166 мм |
4166 мм |
— |
— |
— |
Ширина |
— |
1611 мм |
1611 мм |
1611 мм |
— |
— |
— |
Высота |
— |
— |
1440 мм |
1440 мм |
— |
— |
— |
Колесная база |
— |
2424 мм |
2424 мм |
2424 мм |
— |
— |
— |
Колея передняя |
— |
1365 мм |
1365 мм |
— |
— |
— |
— |
Колея задняя |
— |
1321 мм |
1321 мм |
— |
— |
— |
— |
Клиренс |
— |
— |
170 мм |
170 мм |
— |
— |
— |
Снаряженная масса |
— |
1030 кг |
1045 кг |
1085 кг |
— |
— |
— |
Полная масса |
— |
1430 кг |
1445 кг |
1485 кг |
— |
— |
— |
Двигатель |
Двигатель |
— |
— |
ВАЗ 2106 |
ВАЗ 2103 |
ВАЗ 21011 |
ВАЗ 2106 |
— |
Расположение |
— |
спереди, продольно |
спереди, продольно |
спереди, продольно |
спереди, продольно |
спереди, продольно |
— |
Тип |
— |
— |
бензиновый |
бензиновый |
бензиновый |
бензиновый |
— |
Система питания |
— |
— |
карбюратор |
карбюратор |
карбюратор |
карбюратор |
— |
Диаметр цилиндров |
— |
— |
79 мм |
76 мм |
79 мм |
79 мм |
— |
Ход поршня |
— |
— |
80 мм |
80 мм |
66 мм |
80 мм |
— |
Степень сжатия |
— |
— |
8.5 |
8.5 |
8.5 |
8.5 |
— |
Объем |
— |
1.568 л |
1.57 л |
1.452 л |
1.294 л |
1.57 л |
— |
Турбонаддув |
— |
— |
нет |
нет |
нет |
нет |
— |
Мощность |
— |
78 л.с. |
80 л.с. при 5400 об/мин |
77 л.с. при 5600 об/мин |
69 л.с. при 5600 об/мин |
80 л.с. при 5400 об/мин |
— |
Крутящий момент |
— |
— |
122 Нм при 3000 об/мин |
106 Нм при 3500 об/мин |
94 Нм при 3400 об/мин |
122 Нм при 3000 об/мин |
— |
Марка топлива |
— |
— |
АИ-93 |
АИ-93 |
АИ-93 |
АИ-93 |
— |
Трансмиссия |
Привод |
— |
Задний |
Задний |
Задний |
Задний |
Задний |
Задний |
Коробка передач |
— |
МКПП 4 ступени |
МКПП 4 ступени |
МКПП 4 ступени |
— |
МКПП 4 ступени |
— |
Сцепление |
— |
— |
Однодисковое, сухое |
— |
— |
— |
— |
Рулевое управление |
Тип рулевого управления |
— |
— |
Глобоидальный червяк и ролик |
— |
— |
— |
— |
Скоростные характеристики |
Максимальная скорость |
— |
150 км/ч |
154 км/ч |
152 км/ч |
— |
— |
— |
Разгон до 100км/ч |
— |
— |
16 сек. |
— |
— |
— |
— |
Ограничитель скорости |
— |
нет |
нет |
нет |
— |
нет |
— |
Тормозная система |
Передние тормоза |
— |
— |
Дисковые |
— |
— |
— |
— |
Задние тормоза |
— |
— |
Барабанные |
— |
— |
— |
— |
Эксплуатационные
характеристики |
Диаметр разворота |
— |
10.7 м |
11.8 м |
11.2 м |
— |
— |
— |
Объем бензобака |
— |
39 л |
39 л |
39 л |
— |
— |
— |
Расход топлива гор./трас./смеш. |
— |
— |
— |
11// л/100км |
— |
— |
— |
Габаритные размеры ВАЗ-2106

1.Бачок для жидкости гидропривода сцепления; 2. Передний
тормоз; 3. Пружинный амортизатор передней подвески; 4. Рычаги передней подвески;
5. Расширительный бачок системы охлаждения двигателя; 6. Боковой указатель
поворота; 7. Подфарник: 8. Бачок смывателя ветрового стекла; 9. Фары; 10.
Масляный фильтр: 11. Топливный насос; 12. Указатель уровня масла: 13.
Распределитель зажигания; 14. Бачок для жидкости гидропривода тормозов; 15.
Радиатор; 16. Аккумуляторная батарея; 17. Воздушный фильтр; 18. Двигатель; 19.
Реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи; 20. Картер сцепления; 21.
Приемная труба глушителей; 22. Рычаг переключения передач; 23. Рычаг стояночного
тормоза; 24. Рулевое колесо; 25. Передний дополнительный глушитель; 26. Задний
дополнительный глушитель; 27. Пружина задней подвески; 28. Задний амортизатор:
29. Топливный бак: 30. Задний указатель поворота; 31. Стоп-сигнал и габаритный
свет: 32. Основной глушитель; 33. Инструментальная сумка; 34. Фонарь освещения
регистрационного знака; 35. Домкрат; 36. Запасное колесо; 37. Инструментальная
коробка; 38. Задний тормоз; 39. Продольные реактивные штанги задней подвески;
40. Задний мост; 41. Заднее сиденье; 42. Задний вал карданной передачи; 43.
Промежуточная опора карданной передачи: 44. Передний вал карданной передачи; 45.
Переднее сиденье; 46. Коробка передач; 47. Педаль привода дроссельных заслонок;
48. Педаль гидропривода колесных тормозов; 49. Педаль гидропривода сцепления. 
 
|