ВАЗ-2111 (экспортное название Lada 111)-
первый переднеприводный вазовский универсал, серийно выпускается с конца 1998
года.
Разработка модели ВАЗ-2111 велась параллельно базовой ВАЗ-2110.
Всё началось в 1985 году с поиска формы
задка.
Макет серии 100 в двух вариантах. Левая половина
выполнена А. Рузановым, правая – С.Зайцевым (1986 г.).
На испытаниях универсалу крепко досталось на булыжнике –
500 кг груза не шутка. Возникали проблемы с лонжеронами. Было много проблем с
полкой багажника. С самого начала полка поднималась, когда открывали заднюю
дверь. Была роблема на универсале с креплением заднего сиденья.
Полномасштабный пластилиновый макет универсала на
базе серии 100а. 1987 г.
Обращают на себя внимание оригинальные ручки дверей,
встроенные в стёкла рядом с форточками-стограммовками. Не прошли – сложны в
изготовлении.
На счет "форточек-стограммовок" специалисты из Бельгии заявили,
что тут обязательно будет нужен люк в крыше, а лучше – кондиционер, чтобы люди
не чувствовали дискомфорта.
На 200-й серии появился люк в крыше. Хотя его и приветствовали,
и была и тенденция, и мода в те годы, но по нему у завода ещё не было опыта, не
была отработана технология, поэтому от люка пришлось отказаться.
Попробовали другое – неподвижную переднюю форточку (да это,
собственно, уже и форточкой назвать нельзя, так как она не открывалась), а сзади
неё – обычное опускное стекло. Эта псевдофорточка имела сферическую форму, чтобы
перепад между поверхностью и стеклом был минимальным. Всё это – для лучшей
аэродинамики.
Позже убрали оригинальные форточки-стограммовки. Для
начала стекло передней двери разделили на две половины. Передняя, из
сферического стекла, была жёстко закреплена (для лучшей аэродинамики), а задняя
часть – опускная. У задней боковой двери опускалось всё
стекло.
1997году была выпущена опытно-промышленная партия ВАЗ-2111. Кузов был сделан
в СКП, машину прогнали по конвейеру, а всю заднюю часть дособирали в ОПП. Так
было около года. С 1998 года универсал полностью пошёл по конвейеру.
Хронология
100 серия
200 серия - появились уже в начале 1989 года.
Было изготовлено 11 шт ВАЗ-2111. Были проведены все испытания, которые требуются
по ТЗ и нормативным документам.
300 серия - изготавливалась в 1993 – 94 гг. Было
изготовлено 16 шт ВАЗ-2111.
400 серия - изготавливалась в 1994 – 95 гг. Было
изготовлено 2 шт ВАЗ-2111.
500 серия - изготавливалась в 1995 г.
Массово–опытно-промышленная партия.Было изготовлено 2 шт ВАЗ-2111.
Описание
Двигатель на этом автомобиле может применяться один из двух
вариантов: с электронно управляемым многоточечным впрыском (на каждый цилиндр
своя форсунка) и электронной системой зажигания. Двигатель рабочим объемом 1,5
л, с 8 клапанами обеспечивает достаточные показатели по мощности (56кВт) и
крутящемуся моменту (118 Нм) при умеренном расходе топлива. Двигатель рабочим
объемом 1,5 л, с 16 клапанами, двухвальной головкой цилиндров, обеспечивающий
повышенные показатели по мощности (69 кВт) и крутящемуся моменту (130 Нм),
позволяющие иметь автомобилю улучшенные динамические качества. Все универсалы
оснащены "короткой" главной парой (3,9 вместо 3,7 у ВАЗ-2110). При возросшей на
20 кг полной массе плавность хода по сравнению с седаном даже возросла.
ВАЗ-2111 выпускается в трех модификациях - базовая 2111 с
впрысковым мотором, 21111 с карбюраторным двигателем, и 21113 с
шестнадцатиклапанным мотором и 14-ти дюймовыми колесами. Базовый ВАЗ-2111 (седан
ВАЗ-21102) с 1,5-литровым двигателем ВАЗ-2111; ВАЗ-21111 с обычным 1,5-литровым
двигателем ВАЗ-21083; ВАЗ-21113 с 16-клапанным силовым агрегатом ВАЗ-2112 и
улучшенными тормозами (аналог седана ВАЗ-21103).
Автомобиль ВАЗ-2111-90 "Тарзан 2" - полноприводной автомобиль,
с колесной формулой 4x4. Силовой агрегат, трансмиссия и ходовая часть
использованы от ВАЗ-21213. "Тарзан 2" объединяет в себе комфорт и удобство
ВАЗ-2111 и проходимость автомобилей "Нива".
Предусмотрены следующие варианты исполнения - "стандарт"
(ВАЗ-21110-00 и ВАЗ-21113-00), "норма" (ВАЗ-21110-01 и ВАЗ-21113-01) и "люкс"
(ВАЗ-21110-02 и ВАЗ-21113-02).
Модификации
ВАЗ-21110 - Инжектор, Карбюраторный двигатель рабочим
объемом 1,5, 1,6 л, с 8, 16 клапанами.
ВАЗ 2111-90 - «Тарзан 2» Под кузовом 2111
скрывается все та же тарзанья рама, то же шасси "Нивы", причем с той же
независимой задней подвеской, сконструированной из передней нивовской, и
дисковыми тормозами "по кругу". Правда, кузов к раме крепится теперь не в восьми
точках, а в десяти. Двигатель здесь стоит уже не "двести тринадцатый", а
1800-кубовый, с более покладистым "низом"
ВАЗ 21116-04 - Сегодня существует пока в единственном
числе. Это своеобразный автомобиль-лаборатория для отработки конструктивных
элементов полного привода, разработанного в 1999 году в НТЦ - 2-х литровый
"опелевский" мотор и шасси 21106 "скрещены" с кузовом универсал.
Название модификации:
л.с./об/мин
КПП
года выпуска
ВАЗ 2111 78 л.с.
78 / 5400
5МКПП
с 2000
ВАЗ 2111 77 л.с.
77 / 5400
5МКПП
с 2002 по 2002
ВАЗ 2111-90 (Тарзан) 80 л.с.
80 / 5200
5МКПП
с 1999
ВАЗ 2111-90 (Тарзан) 85 л.с.
85 / 5000
5МКПП
с 1999
ВАЗ 21110 16V 69 л.с.
69 / 5600
5МКПП
с 1998
ВАЗ 21111 71 л.с.
71 / 5600
5МКПП
с 1998 по 2004
ВАЗ 21112 80 л.с.
80 / 5200
5МКПП
с 1998
ВАЗ 21112 91 л.с.
91 / 5600
5МКПП
с 1998
ВАЗ 21112i 91 л.с.
91 / 5600
5МКПП
с 1998
ВАЗ 21113 91 л.с.
91 / 5600
5МКПП
с 2002 по 2002
ВАЗ 21113 92 л.с.
92 / 5600
5МКПП
с 2002 по 2002
ВАЗ 21114 89 л.с.
89 / 5000
5МКПП
с 2001
Габаритные размеры ВАЗ-2111
Техническая характеристика автомобиля ВАЗ-2111 и его
модификаций
Модель
ВАЗ 21110
ВАЗ 21111
ВАЗ 21113
Торговое название
1,5Li
1,5
1,5GLi 16V
Тип кузова
универсал
универсал
универсал
Количество мест
5
5
5
Количество дверей
5
5
5
Объем багажника, (дм3)
750
750
750
Размеры автомобиля:
- длина, (мм)
4285
4285
4285
- ширина без зеркал, (мм)
1680
1680
1680
- высота, (мм)
1460
1460
1460
Масса собственная, (кг)
1030
1030
1030
Полезная нагрузка, (кг)
500
500
500
База, (мм)
2492
2492
2492
Колея спереди, (мм)
1400
1400
1400
Колея сзади, (мм)
1370
1370
1370
Дорожный просвет до поддона картера двигателя, (мм)
165
165
165
Дорожный просвет до низшей точки системы выпуска, (мм)
140
140
140
Особенности устройства:
Двигатель
2111
2110
2112
Шины
13"
13"
13" или 14"
Ведущие колеса
передние
передние
передние
Рулевое управление
реечное
реечное
реечное
Подвеска передняя
Мак-ферсон
Мак-ферсон
Мак-ферсон
Подвеска задняя
продольно-рычажная
продольно-рычажная
продольно-рычажная
Число ступеней коробки передач
5
5
5
Передаточные числа коробки передач:
I передача
3,636
3,636
3,636
II передача
1,95
1,95
1,95
III передача
1,357
1,357
1,357
IV передача
0,941
0,941
0,941
V передача
0,784
0,784
0,784
Задний ход
3,5
3,5
3,5
Тормоза передние
дисковые
дисковые
дисковые
Тормоза задние
барабанные
барабанные
барабанные
Привод стояночного тормоза
тросовый
тросовый
тросовый
Привод сцепления
тросовый
тросовый
тросовый
Динамические и эксплуатационные
характеристики:
Скорость максимальная с полной нагрузкой, (км/ч)
160
160
180
Время разгона до 100 км/ч с полной нагрузкой, (с)
15
15
13
Радиус поворота наименьший, (м)
5,2
5,2
5,2
Максимальный подъем без разгона
34°
34°
34°
Тормозной путь груженого с 80 км/ч, (м)
38
38
38
Расход топлива при 90 км/ч, (литров на 100 км)
5,6
5,3
5,1
Расход топлива при 120 км/ч, (литров на 100 км)
7,7
6,7
6,4
Расход топлива при городском цикле, (литров на 100 км)