ВАЗ-2102 представляет собой модификацию ВАЗ-2101с кузовом
универсал. Выпускался Волжским автомобильным заводом с 1971 по 1984 годы. На
машину устанавливали три двигателя: ВАЗ-2101, ВАЗ-21011 (модель ВАЗ-21021) и
ВАЗ-2103 (модель ВАЗ-21023) рабочими объемами 1,2, 1,3 и 1,5 л
соответственно.
Экспортное наименование ВАЗ 2102: - Lada 1200 Kombi/1300
Kombi.
Новая модель была во многом унифицирована с базовым седаном
ВАЗ-2101. Приборная панель и рабочее место водителя идентичны таковым у
ВАЗ-2101. Кромка двери багажника доведена до бампера и находится вровень с
уровнем пола, что упрощает операции по погрузке и разгрузке. Сплошное заднее
сиденье раскладываемое, что позволяет получить горизонтальную грузовую площадку.
Номерной знак находится на задней двери, задние фонари расположены вертикально.
Технический уровень универсалов в то время отличала слабая герметизация салона
от пыли со стороны задней двери и паров бензина через горловину бензобака. Для
большего по массе грузопассажирского ВАЗ-2102 пружины подвески и амортизаторы
были дополнительно усилены, что позволило сохранить грузоподъемность в 250 кг с
двумя пассажирами (или 60 кг с пятью пассажирами) притом, что собственная масса
автомобиля в сравнении с седаном ВАЗ-2101 возросла на 55 кг.
Автомобиль оснащался бензиновым двигателем мощностью 64 л. с.,
работающим на бензине АИ-93. Вследствие увеличившейся нагрузки на двигатель и
сцепление передаточное число главной пары увеличили с 3,9 до 4,4, применив так
называемую грузовую шестерню.
В 1978 году был начат выпуск модификации ВАЗ-21021 с
четырехцилиндровым 69-сильным двигателем ВАЗ-21011. Она предназначалась
преимущественно для экспорта, так же как и ВАЗ-21023 с карбюраторным двигателем
ВАЗ-2103 мощностью 71 л.с. В экспортном исполнении автомобиль ВАЗ-2102
оборудовали стеклоочистителем и смывателем стекла задней грузовой двери,
сиденьями от ВАЗ-2106 с подголовниками.
В дальнейшем завод провел следующую модернизацию
автомобилей:
до 1977 года на генераторах отрицательные диоды были
запрессованы в крышку;
в 1983-м проведены изменения электрической части;
карбюраторы 2101 модернизировали в 1974-м и выпускали до 1976
года, третьей серии (2101-1107010-03) -с 1976 no 1978 год. С 1979 года на машины
монтировали новые карбюраторы серии 2106.
В 1980 году проведена модернизация модельного ряда: начали
устанавливать новый распределитель зажигания типа 30.3706-01, 2-литровый бачок
омывателя стекла и ножное включение смывателя на всех моделях, как на ВАЗ-21011.
В период с 1982 по 1984 год вместе с рычагом привода клапанов
распределительные валы азотировали для обеспечения повышенной коррозионной
стойкости, износостойкости и сопротивления знакопеременным нагрузкам. Проблему
быстрого износа респредвалов решили только с переходом к технологии с
отбеливанием кулачков, что и закрыло тему жуткого дефицита этой детали в конце
1970-х - первой половине 1980 годов. Отличие таких распредвалов - шестигранный
поясок между третьим и четвертым кулачками.
С 1983 года у части выпускаемых автомобилей ВАЗ-21023
электрооборудование передней части автомобиля выполняли по схеме седана
ВАЗ-21013. С учетом западной тенденции с 1986 года устанавливали топливные баки
без сливных пробок.
Модификации
Модификация
Двигатель
Макс.мощность,
л.с.
Рабочий объем,
куб.см
Панель приборов
Расположение руля
2102
2101
58,7
1198
2101
Слева
21021-01
21011
63,6
1290
2103
Слева
21021-02
21011
63,6
1290
21011
Слева
21022
2101
58,7
1198
2101
Справа
21023
2103
70
1450
2103
Слева
21024
21011
63,6
1290
21011
Справа
21026
2103
70
1450
2103
Справа
ВАЗ-2102 (1971-1985 ) — двигатель 1,2 л. Унифицированная модель ВАЗ2101 с
кузовом универсал
ВАЗ-21021(1978-.) — двигатель 1,3. Внешне полностью идентична ВАЗ-2102, но с
двигателем ВАЗ-21011
ВАЗ-21021-01 (.-.) — двигатель 1,3 л. Идентична ВАЗ-2102, но с двигателем
ВАЗ-21011 и панелью приборов ВАЗ-2103
ВАЗ-21021-02(.-.) — двигатель 1,3 л. Идентична ВАЗ-2102, но с двигателем
ВАЗ-21011 и панелью приборов ВАЗ-21011.
ВАЗ-21022 (.-.) — двигатель 1,2 л. Экспортный вариант ВАЗ-2102 с правым
расположением рулевого колеса.
ВАЗ-21023 (1972-1983) — двигатель 1,5 л. Модель ВАЗ-21023 внешне полностью
идентична ВАЗ-2102, но с двигателем ВАЗ-2103
ВАЗ-21024 (.-.) — двигатель 1,3 л. Модель Экспортный вариант ВАЗ-21021 с
правым расположением рулевого колеса.
ВАЗ-21026 (.-.) — двигатель 1,5 л. Экспортный вариант ВАЗ-21023 с правым
расположением рулевого колеса.
Технические характеристики
Основные габаритные размеры автомобиля ВАЗ-2102 (*
высота без нагрузки)
Параметры
Модель автомобиля ВАЗ
2102
21021
21023
Общие данные
Количество мест , включая место водителя
5 или 2
Грузоподъемность , кг
430
Масса снаряженного автомобиля , кг
1010
Масса , приходящаяся на переднюю ось , кг :
снаряженного автомобиля
520
полная
630* или 575*
Масса , приходящаяся на заднюю ось , кг :
снаряженного автомобиля
490
полная
810*или 865
Просвет автомобиля при полной нагрузке и нормальном давлении в
шинах , мм :
до поперечины передней подвески
175
до балки заднего моста
170
Наименьший радиус поворота ( по оси следа переднего внешнего
колеса ), м
5,6
Максимальная скорость движения на высшей передаче , км / ч :
при полной массе автомобиля
135
138
145
с водителем и одним пассажиром
137
140
147
Время разгона автомобиля с места с переключением пе редач до
скорости 100 км / ч , с :
при полной массе автомобиля
25
21
19
с водителем и одним пассажиром
23
19
17
Максимальный подъем при протяженности не менее двойной длины
автомобиля , преодолеваемый без разгона при полной массе автомобиля , %
32
32
34
Тормозной путь при полной массе автомобиля со скорости 80 км / ч
, м
43.2
43.2
43,2
Двигатель
Модель двигателя :
2101
21011
2103
Диаметр цилиндра и ход поршня , мм :
76x66
79x66
76x80
Рабочий объем , л :
1.2
1.3
1.45
Степень сжатия
8.5
8.5
8.5
Номинальная мощность по ГОСТ 14846 ( нетто ) при частоте вращения
коленчатого вала 5600 мин ” 1 , л . с .
58,7
63,7
71.1
Максимальный крутящий момент по ГОСТ 14846 ( нетто ) при частоте
вращения коленчатого вала 3400 мин * 1 , кгс - м
8.7
9,4
10,6
Порядок работы цилиндров
1 -3-4-2
Трансмиссия
Сцепление
Однодисковое с центральной нажимной пружиной
Коробка передач
механическая , трехходовая , четырехступенчатая
передаточные числа :
первая
3,75
вторая
2,30
третья
1,49
четвертая
1,0
задний ход
3,87
Карданная передача
два вала с промежуточной эластичной опорой , соединяются с
коробкой передач эластичной муфтой . Два жестких карданных шарнира на концах
заднего вала имеют игольчатые подшипники
Главная передача
коническая , гипоидная
передаточное число
4,44
4,1
Ходовая часть
Подвеска передних колес
независимая , на поперечных рычагах , с цилиндрическими пружинами ,
телескопическими гидравлическими амортизаторами и стабилизатором поперечной
устойчивости
Подвеска задних колес
зависимая , жесткая балка , связанная с кузовом одной поперечной и четырьмя
продольными штангами , с цилиндрическими пружинами и с гидравлическими
телескопическими амортизаторами
колеса
дисковые штампованные
размер обода
1270-330(50-13)
Шины :
камерные диагональные
6,45-13(165-330)
камерные радиальные
165/80 R 13
Рулевое управление
Редуктор рулевого механизма
глобоидальный червяк с двухгребневым роликом
передаточное число
164
Рулевой привод
трехзвенный , состоит из одной средней и двух боковых симметричных тяг .
сошки , маятникового рычага и поворотных рычагов
Тормоза
Рабочие тормоза :
передние
дисковые
задние
барабанные с самоцентрирующимися колодками и регулятором давления задних
тормозов
П ривод рабочих тормозов
ножной гидравлический , двухконтурный
Стояночный тормоз
ручной , с тросовым приводом на колодки задних тормозов
Электрооборудование
Система электрооборудования
одно про водная , отрицательный полюс источников питания соединен с массой
Номинальное напряжение , В
12
Аккумуляторная батарея
6 СТ -55. емкость 55 А . ч при 20- часовом режиме разряда
Генератор
Г -221, переменного тока со встроенным выпрямителем ,
ток отдачи 42 А при 5000 мин -´
Стартер
СТ-221, с электромагнитным тяговым реле и муфтой
свободного хода