
ИСТОРИЯ ВАЗ-2101
Экспортное наименование ВАЗ 2101: Lada 1200/1300/1200S,
Прототипом для создания нового советского автомобиля был
итальянский ФИАТ-124, завоевавший в 1965 году титул "Автомобиль года". Однако,
новый ВАЗ-2101 принципиально отличается от своего итальянского "брата". В первую
очередь совершенно другим двигателем с верхним распредвалом и увеличенным
межцентровым расстоянием, что в будущем позволило неоднократно увеличивать
литраж мотора. При сохранении рабочего объема 1198 см куб. диаметр цилиндра стал
больше на 3 мм (с 73 до 76 мм), а ход поршня уменьшился с 71,5 до 66 мм, то есть
двигатель стал более короткоходным, а значит – более приемистым. В общей
сложности в конструкцию итальянской малолитражки "ФИАТ-124" было внесено свыше
800 изменений.
В сцеплении увеличили наружный диаметр накладок – со 182 до 200
мм. В коробке передач доработали конструкцию синхронизаторов. По причине
преимущественно плохого дорожного покрытия клиренс увеличили со 164 до 175 мм,
правда, только в передней части, так как сзади это не позволял картер
неразрезного моста. Передняя подвеска была полностью переработана: изменена ее
кинематика, усилены многие детали, в том числе пружины и шаровые опоры. Ведущий
мост – новый. Архаичная трехрычажная задняя подвеска уступила место
прогрессивной пятиштанговой конструкции.
Еще на ранних стадиях испытаний выяснилось, что отечественное
бездорожье неприемлемо для задних дисковых тормозов Fiat – уже при 2-3 тысячах
км пробега колодки стирались до металла, поэтому тормоза заменили барабанными.
Кузов также основательно доработан и усилен. Вместо двух
проушин под домкрат (по одной с каждого борта) появились четыре, что
обеспечивало гораздо более надежное «вывешивание» автомобиля, к тому же, прежние
одинарные проушины находились под серединой порога, и на русских колдобинах от
них бы вскоре ничего не осталось.
В переднем бампере появилось отверстие для "кривого стартера" –
в наших условиях вещь просто необходимая. Кроме того, передний и задний бамперы
обрели "клыки", а рядом с ними появились буксирные проушины, которых на Fiat не
было. Передние сиденья, в отличие от кресел итальянских Fiat, стали
раскладывающимися. Кнопочные ручки дверей заменили "безопасными". Кроме того,
появилось наружное зеркало заднего вида.
Автомобиль стал тяжелее. Его снаряженная масса увеличилась с
855 до 945 кг. С другой стороны, конструкция стала намного прочнее и надежнее.
Говоря о доработке Fiat 124 для российских условий производства и эксплуатации,
стоит учесть, что она проводилась преимущественно силами итальянцев. Конечно,
"вазовские" специалисты принимали участие в работах, и опыт, накопленный в
процессе испытаний, позже применялся ими при создании последующих моделей.
Впрочем, итальянцы продолжали снабжать "вазовцев" техпредложениями по изменению
конструкции вплоть до постановки на производство ВАЗ-2103.
19 апреля 1970 г. - это дата в истории Волжского автомобильного
завода по праву названа триумфальной: на главном конвейере собран первый
автомобиль. Первенец ВАЗ-2101 оправдал ожидания его создателей. Ходовые качества
автомобиля были превосходны.
Волжский автозавод начал реализацию автомобилей ВАЗ-2101 через
торговую сеть. После 19 лет эксплуатации первый товарный автомобиль занял
почетное место в музее Волжского автозавода, а владелец "копейки" с
удовольствием пересел за руль "девятки", подаренной ему ВАЗом.
В 1974 году генеральный директор ВАЗа В.Н. Поляков поставил
задачу создать собственный РПД (роторно-поршневой двигатель). Решение было
поручено специальному конструкторскому бюро (СКБ РПД), которое возглавил Б.С.
Поспелов. При всех достоинствах РПД - компактности, приемистости, отсутствии
кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, а так же значительно
меньших габаритов и массе при одинаковой с поршневыми двигателями внутреннего
сгорания мощности, он имел и ряд серьезных недостатков.
Основными на тот период были часто выходящие из строя
уплотнительные элементы, плохая приспосабливаемость к изменениям внешней
нагрузки, повышенный расход топлива и неудовлетворительные показатели по
выбросам в отработавших газах. С таким набором плюсов и минусов и предстояло
работать коллективу СКБ РПД Тольятти. Заметим, что отечественным разработчикам,
в отличие от зарубежных, не пришлось воспользоваться наработками господина
Феликса Ванкеля: денег на покупку лицензии или патента не было. Пошли
проверенным «советским» путем - достали серийный РПД фирмы NSU, разобрали,
скопировали, где было не ясно - докумекали и сделали свой односекционный
роторно-поршневой двигатель.
Его появление датировано 1976 годом. Тогда первенец СКБ -
худо-бедно завращался, принеся надежду на будущее. Последующие пять лет ушли на
доработку конструкции и борьбу с недостатками. В 1978 году родился первый
серийный РПД ВАЗ-311 мощностью 70 л.с. В 1982 году на выставке НТТМ-82 вазовцы
впервые продемонстрировали ВАЗ-21018 - автомобиль с роторно-поршневым
двигателем. Машина представляла собой ВАЗ-21011 с силовым агрегатом ВАЗ-311 и
развивала максимальную скорость 143 км/ч. Невзирая на недоведенность
конструкции, было принято решение о выпуске опытно-промышленной партии
автомобилей ВАЗ-21018 с РПД. Было выпущено 50 автомобилей для опробования в
реальных условиях эксплуатации.
Первый блин оказался комом. Разработка оказалась неудачной.
После того как автомобили были проданы, разразился скандал, так как массовые
дефекты в эксплуатации породили волну рекламаций. Основными неисправностями были
выход из строя уплотнителей и подшипниковых узлов, появились также недостаточная
сбалансированность роторно-эксцентрикового механизма (РЭМ) и плохая топливная
экономичность. Массовые отказы и дефекты привели к тому, что завод был вынужден
за пол года заменили РПД на поршневые двигатели внутреннего сгорания на 49
автомобилях. Последовали и оргмероприятия: численность СКБ была сокращена вдвое,
прекратилось строительство цехов для производства РПД и административного
здания. Ушло много высококвалифицированных специалистов.
Проект ВАЗ-21018 спасли отечественные спецслужбы. Для установки
на служебные машины им требовался мощный двигатель. Требования по ресурсу и
расходу топлива были ниже, чем у автомобиля общего назначения, а замена
двигателя в ходе эксплуатации ими допускалась. Со стороны спецслужб
гарантировалась квалифицированная эксплуатация и предоставление информации о
дефектах. В результате были созданы «Жигули» с двухсекционным РПД ВАЗ-411
мощностью 120 л.с., благодаря которым коллектив СКБ РПД остался «на плаву». А
милиции и КГБ роторные «Жигули» позволяли безраздельно господствовать на
дорогах. Обычные с виду вазовские машины легко догоняли даже мощные иномарки,
которых в СССР того времени были единицы. ВАЗ-21019 именовали «Аркан».
В августе 1970 г. ВАЗ-2101 послужил базовой моделью для всей
последующей гаммы моделей - автомобилей классической компоновки: ВАЗ-2102,
-2103, -2104, -2105, -2106, -2107.
Прошло 30 лет со дня выпуска первого ВАЗ-2101. Но и в
преклонном возрасте "копейки" колесят по дорогах, вызывая восхищение своей
неприхотливостью, надежностью, выносливостью.
Общие данные по семейству ВАЗ-2101
Основные габаритные размеры автомобиля ВАЗ-2101 (* высота без
нагрузки)
Основные габаритные размеры автомобиля ВАЗ-21011 (* высота без
нагрузки)
Модификация |
Двигатель |
Панель приборов |
Расположение руля |
2101 |
2101 |
2101 |
Слева |
2101-94 |
2103 |
2101 |
Слева |
21011 |
21011 |
2101 |
Слева |
21012 |
2101 |
2101 |
Справа |
21013 |
2101 |
21011 |
Слева |
21014 |
21011 |
21011 |
Справа |
21016 |
21011 |
2101 |
Слева |
21018 |
311 (РПД) |
2101 |
Слева |
21019 |
411 (РПД) |
2101 |
Слева |
-
ВАЗ-2101 (1970-1982) — первоначальный вариант, двигатель 1,2
л.
-
ВАЗ-21011 (1974-1981) — двигатель 1,3 вместо 1,2 л, изменены
многие элементы оформления
-
ВАЗ-21012 (1974-1982) — Модификация 2101 с правосторонним
расположением рулевого колеса
-
ВАЗ-21013 (1977) — оформление ВАЗ-21011, двигатель 1,2 л.
внешне полностью идентична ВАЗ-21011, но с двигателем ВАЗ-2101
- ВАЗ-21014 — Модификация 21011 с правосторонним расположением рулевого колеса
-
ВАЗ-2101-94 — для милиции, двигатель 1,5 л (от ВАЗ-2103).
Внешне идентичен ВАЗ-2101
- ВАЗ-21016 — для милиции двигатель 1,3 Внешне идентичен ВАЗ-2101 но двигатель
ВАЗ-21011
-
ВАЗ-21018 — роторный двигатель (1 секционный) , 70 л.с.
-
ВАЗ-21019 — роторный двигатель (2 секционный) , 120 л.с.
Технические характеристики
Параметры |
Модель автомобиля ВАЗ |
2101 |
21011 |
21018 |
21019 |
|
роторная |
Общие данные |
Количество мест , включая место водителя |
5 |
Грузоподъемность , кг |
400 |
Масса снаряженного автомобиля , кг |
955 |
Масса , приходящаяся на переднюю ось , кг : |
|
снаряженного автомобиля |
515 |
полная |
615 |
Масса , приходящаяся на заднюю ось , кг : |
|
снаряженного автомобиля |
440 |
полная |
740 |
Просвет автомобиля при полной нагрузке и нормальном давлении в
шинах , мм : |
|
до поперечины передней подвески |
175 |
до балки заднего моста |
170 |
Наименьший радиус поворота ( по оси следа переднего внешнего
колеса ), м |
5.6 |
Максимальная скорость движения на высшей передаче , км / ч :
|
|
при полной массе автомобиля |
140 |
143 |
|
|
с водителем и одним пассажиром |
142 |
145 |
160 |
|
Время разгона автомобиля с места с переключением пе редач до
скорости 100 км / ч , с : |
|
|
|
|
при полной массе автомобиля |
22 |
20 |
|
|
с водителем и одним пассажиром |
20 |
18 |
|
|
Максимальный подъем при протяженности не менее двойной длины
автомобиля , преодолеваемый без разгона при полной массе автомобиля , %
|
34 |
34 |
|
|
Тормозной путь при полной массе автомобиля со скорости 80 км / ч
, м |
43,2 |
43,2 |
|
|
Двигатель |
Модель двигателя : |
2101 |
21011 |
ВАЗ 311 |
ВАЗ 411 |
Диаметр цилиндра и ход поршня , мм : |
76x66 |
79x66 |
|
|
Рабочий объем , л : |
1.2 |
1.3 |
|
|
Степень сжатия |
8.5 |
8.5 |
|
|
Номинальная мощность по ГОСТ 14846 ( нетто ) при частоте вращения
коленчатого вала 5600 мин " 1 , л . с . |
58,7 |
63.7 |
70 |
|
Максимальный крутящий момент по ГОСТ 14846 ( нетто ) при частоте
вращения коленчатого вала 3400 мин * 1 , кгс - м |
8.7 |
9.4 |
|
|
Порядок работы цилиндров |
1 -3-4-2 |
|
|
|
Трансмиссия |
Сцепление |
Однодисковое с центральной нажимной пружиной |
Коробка передач |
механическая , трехходовая , четырехступенчатая |
передаточные числа : |
|
первая |
3,75 |
вторая |
2,30 |
третья |
1,49 |
четвертая |
1,0 |
задний ход |
3,87 |
Карданная передача |
два вала с промежуточной эластичной опорой , соединяются с
коробкой передач эластичной муфтой . Два жестких карданных шарнира на концах
заднего вала имеют игольчатые подшипники |
Главная передача |
коническая , гипоидная |
передаточное число |
4,3 или 4,1 |
3,9 |
3,9 |
Ходовая часть |
Подвеска передних колес |
независимая , на поперечных рычагах , с цилиндрическими пружинами ,
телескопическими гидравлическими амортизаторами и стабилизатором поперечной
устойчивости |
Подвеска задних колес |
зависимая , жесткая балка , связанная с кузовом одной поперечной и четырьмя
продольными штангами , с цилиндрическими пружинами и с гидравлическими
телескопическими амортизаторами |
колеса |
дисковые штампованные |
размер обода |
1 Ш -330(4,50-13) |
Шины : |
|
камерные диагональные |
6.15-13(155-330) |
камерные радиальные |
165/80 R13 |
Ролевое управление |
Редуктор рулевого механизма |
глобоидальный червяк с двухгребневым роликом |
передаточное число |
164 |
Рулевой привод |
трехзвенный , состоит из одной средней и двух боковых симметричных тяг .
сошки , маятникового рычага и поворотных рычагов |
Тормоза |
Рабочие тормоза : |
|
передние |
дисковые |
задние |
барабанные с самоцентрирующимися колодками и регулятором давления задних
тормозов |
П ривод рабочих тормозов |
ножной гидравлический , двухконтурный |
Стояночный тормоз |
ручной , с тросовым приводом на колодки задних тормозов |
Электрооборудование |
Система электрооборудования |
одно про водная , отрицательный полюс источников питания соединен с массой
|
Номинальное напряжение , В |
12 |
Аккумуляторная батарея |
6 СТ -55. емкость 55 А . ч при 20- часовом режиме разряда |
Генератор |
Г -221, переменного тока со встроенным выпрямителем ,
ток отдачи 42 А при 5000 мин -' |
Стартер |
СТ-221, с электромагнитным тяговым реле и муфтой
свободного хода |
Свечи зажигания |
А17ДВ |
Кузов |
Тип кузова |
Седан, цельнометаллический, несущий,
четырехдверный |
ВАЗ-21011
 

|